Фотогалерея
СМИ о нас
Анонсы
Новости
Надежда Полихина: «Необходимо сконцентрироваться на разработке новых объективных
критериев оценки университетов, которые бы релевантно отражали их вклад в развитие
общества»
Возможности развития подходов к оценке университетов обсудили по итогам презентации исследования «Рейтинги университетов: продолжение развития», проведённого под руководством Надежды Полихиной, проректора по исследовательской деятельности Университета «Синергия», руководителя Центра исследований Ассоциации негосударственного образования.

Обсуждение состоялось в рамках круглого стола «Единые подходы к оценке университетов: возможность или утопия?», организованного МИА «Россия сегодня» совместно с членом Ассоциации негосударственного образования Университетом «Синергия». Руководители российских университетов и эксперты в области высшего образования обсудили ключевые направления развития критериев оценки работы российских университетов, в том числе с целью возможного учёта такого важного их направления деятельности как решение значимых для государства и общества задач.

«Российская система высшего образования включает в себя очень разные типы университетов — классические и узкоспециализированные, ориентированные на массовое и на элитарное образование, предпринимательские и цифровые. Поэтому формирование подходов к оценке таких университетов — достаточно сложная задача, очень важная, в том числе для развития системы высшего образования в стране», — отметил, открывая обсуждение, Артём Васильев, ректор Университета «Синергия».

Авторы исследования проанализировали более 40 рейтингов, составляемых в разных странах, но основным предметом анализа были не сами рейтинги, а лежащие в их основе критерии оценки деятельности университетов. Исследователи отмечают, что сегодня необходимо решить две основные задачи: формирование новых инструментов оценки в текущих реалиях и в соответствии с международными вызовами и развитие новых критериев оценки университетов с учетом динамики изменений, которые в них происходят. Трансформационные процессы, прежде всего, связаны с переходом самих университетов от модели развития 1.0 к модели 4.0. Иными словами, чем больше функций у университета, тем больше требуется критериев для оценки развития этих функций.

«Необходимо при разработке подходов к оценке университетов учитывать и многообразие российских университетов, и различие в выполняемых ими функций. Следует задуматься о новых индикаторах оценки научной деятельности, а также сконцентрироваться на разработке новых объективных критериев, которые бы релевантно могли бы оценивать такую функцию университетов, как вклад в развитие общества», — считает Надежда Полихина, проректор по исследовательской деятельности Университета «Синергия», руководитель Центра исследований Ассоциации негосударственного образования.

Директор направления «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика» Юлия Горячкина отметила, что Минцифры и Минобрнауки России создали такие условия, чтобы представители профессионального сообщества и образовательных организаций «откалибровали» свои требования друг к другу: «Участие работодателя в процессе обучения — это тот критерий, по которому необходимо проводить оценку, чтобы гарантировать качество образования». Повысить вовлеченность работодателей предлагает и первый проректор по экономике и стратегическому развитию Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Даниил Сандлер: по мнению спикера, часть учебных курсов должны обязательно вести представители профессионального сообщества.

«Рейтинги должны вырастать из потребностей целевых аудиторий. Оценка образовательных программ совместно с профессиональными сообществами поможет преодолеть наметившийся кризис национальных и в какой-то мере международных академических рейтингов», — уверен руководитель проекта «Национальный рейтинг университетов» Информационного агентства «Интерфакс» Алексей Чаплыгин.

Рейтинги не могут быть самоцелью работы университета, но в то же время - это важный показатель для принятия и поддержки управленческих решений. Так считает Марина Боровская, Президент Южного федерального университета: «Место в рейтинге позволяет вузу оттолкнуться от себя вчерашнего. Ты видишь, каким ты был, что произошло и какие усилия ты применил, чтобы поменять стратегию и двинуться с ней дальше. Помимо этого, рейтинг позволяет увидеть, в каком профессиональном сообществе ты находишься и насколько заданные тренды приняты тобой и этим сообществом. Рейтинг позволяет увидеть, насколько ты включен в актуальную повестку, и понять, какой запрос сегодня приходит в вуз от студентов».

Ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Наталья Трухановская предложила при оценке университетов соотносить их достижения с утвержденной программой развития, в том числе — учитывать их вклад в развитие региона.

По итогам круглого стола участники сошлись во мнении о необходимости развития и донастройки системы оценки университетов в соответствии с актуальными тенденциями в данной сфере и с учетом многообразия российской системы высшего образования.
06.02.2023
АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ