В Красноярском крае состоялось открытие регионального представительства Ассоциации негосударственного образования
В Красноярском крае состоялось открытие регионального представительства Ассоциации негосударственного образования
Подписание соглашения об открытии нового отделения Ассоциации прошло в рамках Сессии негосударственного образования, которая собрала на одной площадке представителей частных детских садов, школ, организаций дополнительного и дополнительного профессионального образования края.
С приветственным словом к участникам обратился Сергей Ерёмин, депутат Государственной Думы. Также мероприятии приняли участие Константин Масюлис, заместитель министра образования Красноярского края, Светлана Зылевич, председатель Общественной палаты Красноярского края, Загитова Ольга, уполномоченный по защите прав предпринимателей Красноярского края, Петров Сергей, председатель регионального отделения Опоры России по Красноярскому краю и др.
«Появление регионального отделения Ассоциации негосударственного образования закономерно. Не секрет, что в регионе проблема дефицита мест в детских садах Красноярска была решена в короткий срок при активном участии негосударственного сектора. На практике доказано положительное влияние негосударственного образования в совершенствование законодательства и активное вовлечение бизнеса. Это позволяет привлечь дополнительные инвестиции в инфраструктуру образования, удовлетворить запрос на образовательные услуги жителей региона. Я желаю, чтобы Красноярский край не просто оставался новатором в формировании системы негосударственного образования в симбиозе с базовым государственным, но и переходил на следующий эшелон, где инвестиции в образование становятся самым выгодным капиталом», - отметил в своем выступлении Сергей Ерёмин.
По словам Константина Масюлиса: «Без взаимодействия государства и частного бизнеса немыслимы полноценные и доверительные отношения, а значит, работу в этом направлении нужно продолжать и усиливать. Благодаря сотрудничеству с негосударственным образовательным сектором у жителей края появятся дополнительные возможности для получения широкого спектра знаний и образовательных услуг. В современных условиях такое партнерство становится незаменимым».
Директор Ассоциации негосударственного образования Роман Султанов рассказал, что миссия Ассоциации – это развитие частного сектора образования в целях построения суверенной системы образования и экономики в целом. «Наша ключевая задача состоит в том, чтобы выстроить взаимодействие государства и частного сектора в образовании, создать условия для развития частного образования. Ассоциация старается формировать эти условия: проводить мероприятия, активно вести нормативную работу совместно с профильными комитетами Государственной Думы и министерствами. Сегодняшнее мероприятие станет стартом для системного диалога в Красноярском крае».
Ольга Загитова, уполномоченный по защите прав предпринимателей Красноярского края, отметила, что количество предпринимателей в сфере образования в регионе растет. «За год их число увеличилось почти на 20 процентов. И мы готовы содействовать развитию мер поддержки частного сектора, особенно если предприниматели столкнулись с административными барьерами». Также Ольга Загитова выразила готовность заключить соглашение о сотрудничестве с региональным представительством Ассоциации для выстраивания системного взаимодействия.
Далее участники сессии обсудили возможности негосударственных образовательных организаций и вопросы их развития. По итогам мероприятия сформирована дорожная карта по развитию частного образования в регионе, а также перечень задач, которые необходимо решить на федеральном уровне для стимулирования развития сектора, например, проблему неучета педагогического стажа для назначения льготной пенсии при работе в частных образовательных организациях, вопросы кредитования некоммерческих организаций и льготных условий аренды помещений и целый ряд иных вопросов.
Назад
19.08.2024
Новые возможности для цифрового развития негосударственного образования
Ассоциация негосударственного образования и ГК IPR MEDIA заключили соглашение о сотрудничестве, которое предполагает реализацию совместных проектов в области цифрового развития образовательных организаций, привлечения иностранных студентов и по совершенствованию законодательства в сфере образования. Документ подписали директор Ассоциации Роман Султанов и основатель ГК IPR MEDIA Наталья Иванова.
ГК IPR MEDIA — ведущий разработчик отечественного программного обеспечения для образования. Создатель экосистемы электронных ресурсов, которые помогают решить комплекс задач образовательных организаций — от обеспечения процесса обучения необходимой учебной литературой до подготовки кадров по запросу рынка труда и прохождения аккредитационных процедур. ⠀
В экосистему электронных ресурсов IPR MEDIA входят платформы:⠀
— ЭБС IPR SMART — крупнейшая цифровая библиотека уникального контента по всем направлениям подготовки;
— Платформа Datalib — мультифункциональная образовательная платформа с единой базой знаний от университетов и работодателей;
— ЭОР «Русский как иностранный» — самая полная база знаний по лингвистике, фонетике, развитию речи, аудио- и видеоконтенту, художественной и профессиональной литературе для иностранцев;
— ЭР PROFобразование — первая специализированная библиотека для среднего профессионального образования;
— ВКР СМАРТ — платформа для хранения, проверки выпускных работ, формирования портфолио обучающихся и преподавателей.⠀
«Одна из целей, с которой была создана наша Ассоциация — консолидация сообщества частного образования. Мы стараемся объединить сектор, чтобы общими усилиями создавать лучшие условия для эффективной работы и развития системы образования в целом. Развитие сектора сегодня трудно представить без внедрения новых технологий и современных образовательных продуктов. Тем более, что частное образование отличается гибкостью и способностью оперативно тестировать и внедрять новые решения — это как раз характерно для членов Ассоциации. Уверен, что наше сотрудничество с IPR MEDIA позволит делать это еще эффективнее и будет способствовать дальнейшему развитию частного образования», — сказал во время подписания Роман Султанов.
В свою очередь Наталья Иванова подчеркнула, что такое партнерство — это важный шаг на пути развития улучшения качества образования в России. «Сотрудничество Ассоциации негосударственного образования и IPR MEDIA предполагает работу с региональными министерствами образования, проведение семинаров, программ обучения, вебинаров и других мероприятий, направленных на рост цифровой зрелости образовательных организаций, работу по привлечению иностранных студентов, продвижение законодательных инициатив, в том числе по защите авторских прав на произведения науки и образовательный контент. Взаимная поддержка позволит расширить информационное поле для продвижения и тиражирования совместных инициатив, будет способствовать повышению качества образовательных услуг, укреплению позиций образовательных организаций в сфере цифрового развития», — отметила она.
Назад
27.06.2024
Образование — это единая система, и качество обучения в ней должно быть на первом месте
25 июня 2024 года в Нижнем Новгороде, на площадке Нижегородского губернского колледжа состоялся круглый стол «Новые возможности развития системы практической подготовки студентов педагогических специальностей» с участием министра образования и науки Нижегородской области Михаила Юрьевича Пучкова, директора Ассоциации негосударственного образования Романа Сергеевича Султанова, ректоров крупнейших вузов региона, директоров ведущих колледжей, а также представителей частного сектора образования.
Мероприятие было организовано Ассоциацией негосударственного образования и представительством Ассоциации в Нижегородской области. Круглый стол был посвящен обсуждению проблем подготовки, адаптации к профессии и удержания молодых педагогов в профессии и в регионе, а также активному использованию ресурсов, в том числе частных образовательных организаций в решении данных вопросов.
Мероприятие стало уникальной площадкой для диалога всех заинтересованных сторон, а по его результатам Ассоциацией были подписаны соглашения о сотрудничестве в целях создания условий для опережающего развития системы подготовки педагогических кадров Нижегородской области с семью государственными вузами и колледжами региона, выпускающими педагогов. Студенты данных организаций в самое ближайшее время смогут начать проходить практики и стажировки на базе частных образовательных организаций Нижегородской области, отметил директор Ассоциации Роман Сергеевич Султанов.
Одним из первых к участникам круглого стола обратился министр образования и науки Нижегородской области Михаил Юрьевич Пучков. «Невозможно разделять образование на частное, государственное или муниципальное: мы воспитываем одних и тех же детей и несем ответственность за качество получаемого ими образования, - подчеркнул он. – Цель у нас одна – воспитать выпускника, который умеет делать осознанный и ответственный выбор в жизни. Для решения этих задач министерство в данное время занимается созданием системы методологической поддержки педагогов в их профессиональной деятельности».
По словам Михаила Юрьевича, подобная методологическая работа позволит обеспечивать единое образовательное пространство, но это невозможно без взаимодействия всех участников сферы образования на всех этапах. «Министерство открыто для обсуждения любых вопросов. Частное и государственное образование усиливают друг друга, и подобные встречи позволяют нам искать единые решения общих задач», – такими словами закончил свое выступление Михаил Юрьевич.
Следующим выступил заместитель генерального директора платформы «Россия — страна возможностей» Дмитрий Юрьевич Гужеля.
«В работе учителя важны такие компетенции, как эмоциональный интеллект, коммуникативная грамотность, оказание влияния. Совместно с Министерством просвещения Российской Федерации и отдельными регионами мы реализуем ряд проектов, направленных на развитие специалистов педагогической отрасли. Одним из успешных опытов такой работы стало открытие первого в стране регионального Центра компетенций для педагогов, открытого на базе администрации Томской области, – рассказал Дмитрий Юрьевич. – Центр занимается не только оценкой и развитием педагогов, которые уже сейчас находятся в отрасли, но и привлечением мотивированных студентов, обучающихся по непедагогическим направлениям, для преподавательской деятельности, работы со школьниками. Это позволяет сократить отток педагогических кадров из области и одновременно сформировать кадровый резерв студентов, готовых работать в общеобразовательных организациях региона. Я уверен, что эту практику можно внедрить в Нижегородской области – все предпосылки для успешной работы есть. Такой комплексный подход работает на повышение качества образования и внутрирегионального развития, помогающего сохранить ценные кадры».
В заключение выступления Дмитрия Юрьевича министр образования и науки Нижегородской области Михаил Юрьевич Пучков поддержал идею внедрения проектов платформы в регионе.
Проректор по учебно-методической деятельности Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина Александра Александровна Толстенева отметила, что педагогический университет уже три года реализует учебный план в парадигме единого образовательного пространства страны. «Мы стремимся не только обеспечивать практическую подготовку студентов, но и способствовать их интеграции в учебный процесс различных учебных заведений. Закон позволяет нам сотрудничать как с государственными, так и с негосударственными учебными заведениями. Эта инициатива открывает большие возможности для наших студентов», — рассказала она.
Жанна Викторовна Никонова, ректор Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н.А. Добролюбова, отметила, что частные образовательные организации Нижегородской области уже долгое время принимают выпускников вуза на практики и стажировки, а также трудоустраивают их. Ректор Нижегородского государственного инженерно-экономического университета Анатолий Евгеньевич Шамин поднял важную проблему –острой нехватки педагогов в сельской местности, особенно среди учителей дополнительного профессионального образования.
Далее участники круглого стола подробно обсудили практическую подготовку обучающихся в системе среднего профессионального образования и возможности их привлечения в профессию: выбор на этапе учебы школы, мотивацию во время студенческой деятельности, поддержку на пути становления в профессии.
«Сегодня произошло уникальное событие – впервые собрались представители государственных вузов и колледжей, а также частного образования, чтобы обсудить вопросы подготовки кадров. Это был первый опыт объединения усилий в решении такой важной задачи, как подготовка педагогических кадров», – подвела итог мероприятию Ирина Николаевна Демина, руководитель представительства Ассоциации в Нижегородской области и директор ЧДОУ «Ц «ДИВО».
В работе круглого стола приняли участие:
· Михаил Юрьевич Пучков, Министр образования и науки Нижегородской области.
· Дмитрий Юрьевич Гужеля, заместитель генерального директора платформы «Россия – страна возможностей» (ВКС).
· Роман Сергеевич Султанов, директор Ассоциации негосударственного образования.
· Александра Александровна Толстенева, проректор по учебно-методической деятельности Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина.
· Жанна Викторовна Никонова, ректор Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н.А. Добролюбова.
· Анатолий Евгеньевич Шамин, ректор Нижегородского государственного инженерно-экономического университета.
· Тамара Тимофеевна Щелина, директор Арзамасского филиала ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского».
· Наталья Михайловна Катышева, директор ГБПОУ «Нижегородский губернский колледж».
· Михаил Александрович Тарасов, директор ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж».
· Частнов Кирилл Сергеевич, директор ГАПОУ «Городецкий губернский колледж».
· Ирина Николаевна Демина, руководитель представительства Ассоциации в Нижегородской области, директор ЧДОУ «Ц «ДИВО».
· Кристина Анатольевна Валайтис-Винобер, директор по правовым вопросам АНОО «Школа 800».
· Татьяна Юрьевна Колдашова, директор ЧУДО «Сёма».
За дополнительными подробностями можно обращаться в пресс-службу Ассоциации негосударственного образования: + 7 (985) 966 35 98 (Юлия Маратовна Лукманова), е-mail: IUMLukmanova@synergy.ru
Назад
25.06.2024
АССОЦИАЦИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РОСАККРЕДАГЕНСТВО ДОГОВОРИЛИСЬ О ДОЛГОСРОЧНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ
В Красноярском крае состоялось открытие регионального представительства Ассоциации негосударственного образования
Подписание соглашения об открытии нового отделения Ассоциации прошло в рамках Сессии негосударственного образования, которая собрала на одной площадке представителей частных детских садов, школ, организаций дополнительного и дополнительного профессионального образования края.
С приветственным словом к участникам обратился Сергей Ерёмин, депутат Государственной Думы. Также мероприятии приняли участие Константин Масюлис, заместитель министра образования Красноярского края, Светлана Зылевич, председатель Общественной палаты Красноярского края, Загитова Ольга, уполномоченный по защите прав предпринимателей Красноярского края, Петров Сергей, председатель регионального отделения Опоры России по Красноярскому краю и др.
«Появление регионального отделения Ассоциации негосударственного образования закономерно. Не секрет, что в регионе проблема дефицита мест в детских садах Красноярска была решена в короткий срок при активном участии негосударственного сектора. На практике доказано положительное влияние негосударственного образования в совершенствование законодательства и активное вовлечение бизнеса. Это позволяет привлечь дополнительные инвестиции в инфраструктуру образования, удовлетворить запрос на образовательные услуги жителей региона. Я желаю, чтобы Красноярский край не просто оставался новатором в формировании системы негосударственного образования в симбиозе с базовым государственным, но и переходил на следующий эшелон, где инвестиции в образование становятся самым выгодным капиталом», - отметил в своем выступлении Сергей Ерёмин.
По словам Константина Масюлиса: «Без взаимодействия государства и частного бизнеса немыслимы полноценные и доверительные отношения, а значит, работу в этом направлении нужно продолжать и усиливать. Благодаря сотрудничеству с негосударственным образовательным сектором у жителей края появятся дополнительные возможности для получения широкого спектра знаний и образовательных услуг. В современных условиях такое партнерство становится незаменимым».
Директор Ассоциации негосударственного образования Роман Султанов рассказал, что миссия Ассоциации – это развитие частного сектора образования в целях построения суверенной системы образования и экономики в целом. «Наша ключевая задача состоит в том, чтобы выстроить взаимодействие государства и частного сектора в образовании, создать условия для развития частного образования. Ассоциация старается формировать эти условия: проводить мероприятия, активно вести нормативную работу совместно с профильными комитетами Государственной Думы и министерствами. Сегодняшнее мероприятие станет стартом для системного диалога в Красноярском крае».
Ольга Загитова, уполномоченный по защите прав предпринимателей Красноярского края, отметила, что количество предпринимателей в сфере образования в регионе растет. «За год их число увеличилось почти на 20 процентов. И мы готовы содействовать развитию мер поддержки частного сектора, особенно если предприниматели столкнулись с административными барьерами». Также Ольга Загитова выразила готовность заключить соглашение о сотрудничестве с региональным представительством Ассоциации для выстраивания системного взаимодействия.
Далее участники сессии обсудили возможности негосударственных образовательных организаций и вопросы их развития. По итогам мероприятия сформирована дорожная карта по развитию частного образования в регионе, а также перечень задач, которые необходимо решить на федеральном уровне для стимулирования развития сектора, например, проблему неучета педагогического стажа для назначения льготной пенсии при работе в частных образовательных организациях, вопросы кредитования некоммерческих организаций и льготных условий аренды помещений и целый ряд иных вопросов.
Назад
14.05.2024
Ассоциация обратилась к Правительству с просьбой о предоставлении льготных условий частным школам и детским садам
Ассоциация негосударственного образования направила обращение Председателю Правительства РФ – Михаилу Владимировичу Мишустину с просьбой включить в перечень НКО, имеющих право на льготный тариф страховых взносов, образовательные организации, имеющие лицензию и государственную аккредитацию по программам дошкольного и общего образования и применяющие основную систему налогообложения.
Тариф страховых взносов — это ставка, закрепленная в Налоговом кодексе Российской Федерации, с помощью которой рассчитывается сумма взносов, которую страхователь должен выплатить в бюджет. Так, для отдельных категорий некоммерческий организаций на период 2023 и 2024 года был установлен единый пониженный тариф страховых
взносов в размере 7,6% (вместо 30%, установленных для остальных организаций).
Применение пониженных тарифов страховых взносов позволяет организациям ощутимо сократить расходы на оплату труда. С этой целью Ассоциацией и было предложено включить частные детские сады и школы, имеющие лицензию и государственную аккредитацию по программам дошкольного и общего образования, в перечень организаций, имеющих право на льготный тариф страховых взносов.
Назад
27.04.2024
Межрегиональная сессия негосударственного образования состоялась в Волгограде
25-26 апреля в Волгоградском институте управления – филиале РАНХиГС, прошла межрегиональная сессия негосударственного образования. Участниками стали более 50 представителей частных школ, колледжей, вузов, организаций дополнительного образования, а также представители власти и бизнеса.
В ходе мероприятия было подписано соглашение о сотрудничестве между комитетом образования, науки и молодежной политики Волгоградской области и Ассоциацией негосударственного образования.
«Сегодня крайне важен конструктивный диалог и вовлеченность частных образовательных организаций в решение приоритетных государственных задач. В этом, в частности, и есть одна из целей подобных мероприятий – сделать более эффективным взаимодействие государственного и частного сектора для решения общей задачи – развития системы образования», – отметила председатель Ассоциации негосударственного образования Любовь Духанина.
На площадке прошли проектные сессии на темы «Разработка предложений по развитию сектора частного образования» и «Ключевые проекты по развитию негосударственного сектора в образовании».
В ходе первой сессии участники обозначили существующие проблемы и трудности, препятствующие развитию частного образования. Среди них — развитие взаимодействия частных школ и государства, сетевого взаимодействия между негосударственными организациями, содействие государства в организации инклюзивной образовательной среды и другие.
С учётом результатов первой сессии участники разработали предложения по развитию негосударственного сектора образования, которые уже включены в план деятельности Ассоциации и ее региональных представительств. Среди них:
Создание единого календаря федеральных событий в Ассоциации.
Ежегодное проведение Форума негосударственного образование.
Создание цифрового навигатора по частным образовательным организациям страны, включая карту инновационных технологий в организациях для обмена лучшими практикам между участниками сектора.
Проведение Премии негосударственного образования
Реализация совместных образовательных проектов: мероприятия, взаимные визиты, стажировки между организациями, образовательные миссии по России и за рубежом и многое другое.
По словам директора Ассоциации негосударственного образования Романа Султанова, негосударственное образование – это довольно крупный сектор экономики, который часто выступает «двигателем» прогресса, пилотной площадкой для внедрения различных инноваций: «Многие решения из негосударственного образования со временем внедряются и в работу государственных образовательных организаций. Поэтому мы уверены, что работа, которую мы ведём, важна для развития сферы образования в целом».
Назад
11.04.2024
Ассоциация поздравляет с юбилеем Образовательный центр «Орион»
Примите от меня самые искренние и теплые поздравления с 5-летием вашего замечательного центра!
Образовательный центр «Орион» — образовательная организация, которая внедряет инновационные методики обучения, создавая уникальное образовательное пространство для раскрытия потенциала каждого ребенка.
За время своей работы вы завоевали серьезный авторитет в образовательной среде и популярность среди детей и их родителей. А самое главное — выбрали свой уникальный путь развития: создали такую образовательную экосистему, где каждый ребенок получает возможность раскрыть и развить свои таланты и способности, что делает центр успешным и востребованным. Такой подход, объединяющий и российские традиции, и авторские методики обучения, и поддержку всех участников образовательного процесса, является образцом для многих других негосударственных образовательных учреждений.
Желаем вам дальнейших успехов и неиссякаемого вдохновения в ваших начинаниях. Пусть образовательный центр «Орион» продолжает радовать своих учеников и родителей профессионализмом и заботой!
С юбилеем, дорогие друзья!
С уважением, Председатель Ассоциации, Председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования Л.Н. Духанина
Назад
20.03.2024
Любовь Духанина: «Наступил период объединения усилий в построении суверенной современной системы образования»
История частного образования в России
История частного образования в России насчитывает более тысячи лет. Первые частные школы на Руси начали появляться в IX веке. Это были негосударственные, церковные школы, которые содержались преимущественно на средства православной церкви. До XV века светского образования в России практически не существовало. Начальные знания приобретали в семье или у приходских священников, а также у мастеров грамоты, имевших по 8–12 учеников. Именно мастеров грамоты исследователи называют первым прототипом современных репетиторов. До начала XIX столетия за некоторую плату они учили читать и писать. Как правило, мастера грамоты были людьми из низших слоев духовенства.
История частного образования в других странах началась раньше, чем в России — например, в Великобритании раньше целых на пять веков. Первые школы на Британских островах появились при Кентерберийском и Йоркском соборах в VI веке и также принадлежали церкви.
В России разделение образования на светское и духовное начинается с появлением профессионального образования. При Петре I стали возникать частные учебные заведения, открытые иностранцами. В Москве и Петербурге появились учебные заведения для недорослей, а также частные образовательные заведения для девочек. До этого девочки могли получить лишь домашнее образование, весьма ограниченное по содержанию и форме.
Радикальные петровские реформы привели к попыткам создать государственную систему образования. Для сравнения, первая попытка создания государственной школьной системы Великобритании была предпринята только в 1870 году с «актом Форстера». Государственный период прямого вмешательства в дела образования начался почти на двести лет позже, чем в России.
В первой половине XVIII века в России появились учебные заведения нового типа — пансионы, в том числе частные. Они решали задачу обучения детей дворян и разночинцев. Основное население пользовалось домашним обучением и услугами элементарных частных школ.
Указом от 1757 года была предпринята попытка преградить путь иностранцам в сферу просвещения. Государство взяло частные школы под свой контроль. Исследователи отмечают, что это привело и к повышению качества обучения. В частных школах использовалась программа государственных школ. Но образовательный процесс каждая школа выстраивала по своему усмотрению.
В частных учебных заведениях классический тип образования реализовывался зачастую более успешно, чем в государственных лицеях. Кроме того, частные лицеи и пансионы многократно превышали их по численности. Было учреждено всего шесть государственных лицеев, к 1917 году их осталось только три — при том, что только к 1849 году в России было открыто 559 частных образовательных учреждений.
С 1856 года образование становится делом общественным. Появляются общественные органы управления, на первый план выдвигается идея воспитания человека. Школа и педагогика становятся все более независимыми от государства. Формируется уважительное отношение к детской личности. Появляется особая социально-профессиональная группа — учительство. Правительство взяло курс на признание равенства частных и государственных школ по предоставляемому уровню и качеству образования. Наиболее существенный импульс развития частное образование в России получило после введения Положения о частных учебных заведениях в 1868 году.
Но сложность отношений частной и государственной систем образования сохранилась. Велась постоянная борьба за равный юридический статус выпускников и преподавателей, за сохранение льгот по несению воинской повинности. Деятельность частных заведений находилась под пристальным вниманием Министерства народного просвещения и других ведомств.
В конце XIX – начале XX в. в России действовали свыше 350 частных и 1630 государственных средних учебных заведений. Этот период характеризуется всплеском внимания к отечественной философии, поиску русских оснований для развития образования в целом, использованию накопленного в частных школах опыта для реформирования системы просвещения. Первая российская революция временно ослабила давление властей на высшую школу. В 1905 году было разрешено открытие «частных» курсов с программой выше среднего. Однако этот вектор был прерван Октябрьской революцией.
Частное образование сегодня
По данным «Контур.Фокус», по состоянию на август 2023 года в России работали 182,4 тысячи образовательных организации, из которых 10 тысяч — негосударственные, и 64,5 тысячи — индивидуальные предприниматели. За три года количество частных образовательных организаций в России увеличилось на 37,3%, предпринимателей — на 22,7%. В то время как количество государственных учреждений сократилось на 7,3%.
В сегменте негосударственного образования самым динамичным ростом обладают организации дополнительного профессионального образования, на втором месте школьное образование, на третьем — дополнительное образование детей и взрослых. Количество организаций с бюджетным финансированием уменьшилось во всех сегментах. Особенно значительное сокращение произошло среди автошкол и организаций дополнительного образования для взрослых. Наблюдается бурный рост организаций неформального образования, действующих без лицензии.
Вклад негосударственных образовательных организаций
Сегодня, как и двенадцать веков назад, негосударственные образовательные организации вносят значи тельный вклад в укрепление человеческого потенциала России.
Частное профессиональное образование тесно связано с бизнесом. Поэтому оно отвечает запросам рынка, предлагая большое разнообразие услуг и более короткий срок вхождения в профессию. Многие авторы курсов предлагают не только обучение, но и последующее трудоустройство, активно развивают дистанционные технологии.
Дополнительные места, создаваемые частными детскими садами, решают проблему очередей.
В частных школах появляются и тиражируются инновационные модели, создаются индивидуальные программы как для талантливых, так и для наиболее уязвимых детей. Мы можем найти:
адаптационные комфортные школы,
школы, работающие как социальный лифт,
элитарные профильные школы,
школы воспроизводства сообщества и социальной успешности,
интегративные проектные школы.
Численность учащихся в частных школах России в сентябре 2023 года достигла рекордного количества за все годы их существования — почти 200 тысяч.
Инновационные практики частного образования
Многие негосударственные образовательные организации создают уникальные практики работы и инструменты поддержки.
Например, в школе «Наследник» появились первые рабочие тетради по учебным предметам. Мы также разработали и внедрили модель образовательного учреждения, в котором особое внимание уделялось финансовой грамотности. Нам удалось выстроить преемственность уникальных программ, аналогов которым не было на территории нашей страны. Преподавание экономики начиналось с детского сада — был создан курс «Экономика в сказках», который усложнялся к начальной школе. Для учеников десятых классов мы разработали программу «Основы биржевой деятельности и трейдинга». Был создан детский биржевой центр, оснащенный современной техникой и особо мощными компьютерами. Ребята совершали биржевые сделки со своими расчетными счетами. Они многократно принимали участие в соревнованиях по финансовой грамотности среди студентов и одерживали победы как в личном, так и в командном первенствах.
Второй ступенью для старшеклассников стала программа «Предпринимательство». Курс был построен на гармоничной связи научных знаний и практики повседневной жизни. На начальном этапе ребята придумывали бизнес-идею, под которую писали план развития бизнеса по международным стандартам.
«Точка будущего» строилась как школа, где могли бы вместе учиться дети из кровных и приемных семей. В школе выращивают укроп, базилик, огурцы и другие овощи методом гидропоники, учатся обращаться с сантехникой и электрикой. Академическая успеваемость не главная цель, кому-то важнее творческий потенциал или спортивное будущее.
В «Летово», школе для способных и мотивированных детей, учиться может каждый, кто поступил, даже если родители не могут заплатить ни рубля.
В «Новой школе» малоимущие семьи могут подать на стипендию и платить за обучение от 50 до 80% от стоимости.
Особенности частной школы
Частные школы — как правило школы с мягким фреймингом. Он напрямую не связан с академическими успехами, однако формирует самостоятельность.
Особенность российской частной школы состоит в том, что она вбирает в себя не «вписывающихся в стандарт» детей и подростков. Это, как правило, талантливые или медлительные дети. Согласно исследованиям, до половины учащихся могут иметь проблемы логопедического, неврологического характера, 10-30% детей — нарушения речи, 10-40% быть психоэмоционально нестабильны, 10% со слабым здоровьем или инвалидностью, 5% дети-инофоны.
Эффективность учебного процесса частной школы определяется цельностью и системностью построения учебного процесса на всех этапах обучения, от выбора целей до достижения результатов. Лидерами по проведению дополнительных занятий по предметам для школьников с низкой академической успеваемостью оказались учителя, работающие в частных школах. В небольших классах частной школы педагогу легче организовывать образовательный процесс, он может учитывать способности, субъективный опыт, мотивы и познавательные потребности учеников.
Это многократно доказано и официальной статистикой, и исследованиями.
Данные PISA показали, что разница в средних баллах учеников государственных школ и учеников частных школ составила 20 баллов. Обучение в частных школах приводит к снятию тревожности, страха перед оценкой. У учеников нет проблем с посещаемость, большинство с радостью идет школу.
Учащиеся частной школы чаще отмечают, что педагогический коллектив школы состоит из мастеров своего дела, большинство учителей очень приятные люди. Одноклассники отличаются высоким уровнем развития и культурой поведения. Большинство уроков построены так, что учащимся интересно, мероприятия проходят весело, это настоящий праздник для участников и гостей. Внутреннее оформление школы создает ощущение уюта и комфорта, отличное состояние учебного оборудования вызывает уважение к школе.
Учащиеся частной школы чаще являются не только субъектами образовательного процесса, но и субъектами собственной жизни. У них выше уровень аутосимпатии. Они внимательно относятся к собственным желаниям и потребностям, не подменяют свои потребности внешними стандартами.
Ассоциации частного образования
Об активной профессиональной и личной позиции лидеров сектора частного образования можно судить по количеству ассоциаций, многие из которых не просто создают площадки для обмена опытом, но и делают доступными лучшие образовательные практики всем детям и молодым людям России.
Это говорит о том, что после долгих десятилетий конкуренции между государственным и негосударственным сектором для нас настал период объединения усилий в построении суверенной современной системы образования.
Мы видим, что частные образовательные организации пользуются мерами господдержки. Доля финансирования затрат на внедрение и использование цифровых технологий за 2022 год за счет средств бюджетов всех уровней в негосударственных общеобразовательных организациях составила 44,6%. В негосударственных колледжах — 8,6%. Бюджетные субсидии в негосударственные колледжи превысили полмиллиарда рублей, в негосударственные вузы доведены почти 16 миллиардов.
В 2019-2023 годах проводились конкурсы Минпросвещения России на предоставление субсидий из государственного бюджета среди частных организаций дополнительного образования и организаций отдыха детей и их оздоровления. Государственные и муниципальные учреждения в конкурсе не участвуют.
Бюджетное финансирование негосударственных детских садов составляет 10% от общего объема.
В Новосибирской области выделяются субсидии на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг). Разработан порядок предоставления грантов из регионального бюджета некоммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям.
В Ханты-Мансийском автономном округе действует сертификат на право финансового обеспечения места в детском саду.
В Республике Башкортостан, Республике Татарстан, Москве, Самарской области проводится политика стимулирования частного сектора за счет льгот и преференций. Это преимущественное предоставление в аренду находящихся в муниципальной собственности помещений образовательного назначения для целевого использования, выделение участков на льготных условиях, использование прогулочных площадок муниципальных организаций, семейными группами, группами по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста. Также предоставляются льготы по арендной плате за муниципальные нежилые помещения. Редко, но случается передача муниципального имущества негосударственным дошкольных образовательных организаций в безвозмездное пользование.
Поддержка негосударственного дошкольного образования
С 2017 года негосударственные образовательные организации 216 раз получали президентские гранты. Общая сумма поддержки составила 472 миллиона рублей. Из них 77 грантов до 500 тысяч, 62 гранта — от 500 тысяч до 2 миллионов, 58 — от 2 до 5 миллионов, 15 — от 5 до 10 миллионов и 4 гранта на сумму более 10 миллионов рублей. Тематики самые разные — диагностика и профилактика заболеваний и особенностей развития, личностные и профессиональные траектории для обучающихся с ОВЗ, школы для родителей, подростковые театры и клубы выходного дня, современные профессии, штабы поддержки военных, мобилизованных и их семей, психологическая поддержка беженцев и переселенцев, охрана окружающей среды.
Господдержка частного сектора
В России уже много лет действуют сертификаты персонифицированного финансирования дополнительного образования. Исследования показывают, что с их введением начался рост обращений за образовательной лицензией.
Несмотря на очевидные достижения, остаются и нерешенные проблемы: недостатки нормативной базы при покупке и использовании госимушества, при возмещении расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг, другие правовые и экономические вопросы.
По оценкам Высшей школы экономики, частным школам не хватает многопрофильности, профориентации, олимпиад. При этом они сильны своей воспитательной деятельностью, индивидуальной работой, раскрытию талантов каждого. Это те зоны, в которых сегодня может — и должно — осуществляться партнерство во имя создания суверенной системы образования. Ключевая развилка для частного образования — это дело или это бизнес? Ответ на этот вопрос определяет все: стратегию работы с коллективом, содержание образования, инфраструктуру и многое другое.
Я уверена, что этот разговор мы сегодня ведем среди единомышленников, которые ведут не бизнес, а Дело.