Самое актуальное из его выступления:
«Вузы больше не находятся вне конкуренции. Появилась существенная конкуренция со стороны других уровней образования. Так, сфера СПО последовательно развивается в последние 10 лет. Ежегодно увеличивается количество их абитуриентов: в 2023 году на программы колледжей было принято 1,219 миллиона студентов, а на программы ВО — 1,28 миллиона. В 2023 же году количество выпускников СПО превысило число выпускников ВО.
Также наблюдается значительный рост рынка дополнительного профессионального образования. С 2018 года количество организаций ДПО увеличилось с 5,8 тысячи до 7 тысяч. Сектор онлайн-образования как часть рынка ДПО показывает постоянный рост: в 2023 году он вырос на 30%. И при этом в топ-10 ведущих игроков на рынке ДПО только один вуз и тот частный.
Количество бюджетных мест растет: в текущем году их стало 591 967, что на 1811 больше, чем годом ранее, и почти на 4 тысячи больше, чем в 2022 году. На первый взгляд, это не вызывает беспокойства, поскольку государство поддерживает систему образования. Но следует учесть, что в высшем образовании, вне зависимости от того, государственный вуз или частный, только 47% студентов обучаются за счет средств бюджета, оставшиеся 53% — платно, по договорам. Поэтому вузы находятся в условиях рыночной конкуренции.
И здесь важно учитывать и другие тренды, которые также влияют на ситуацию. Это:
— демографическая яма: в настоящее время она наблюдается в детских садах, но через 10-15 лет она затронет вузы;
— выбор бренда. Молодежь все чаще ориентируется на бренд вуза, а не на конкретную программу, поскольку получаемая в вузе профессия может сильно измениться или вовсе исчезнуть через 10 лет.
Конкуренция будет только усиливаться. И поэтому важно развивать бренд, даже если вуз имеет богатую историю. Попытка следовать прежним стратегиям вероятнее всего станет неэффективной. Но если говорить о системе в целом, то это наша точка роста.
Пока с точки зрения работы с брендом и маркетингом больше опыта у частных вузов. Однако необходимо менять парадигму отношения к построению бренда и работе с маркетингом во всей сфере образования.
«Вузы больше не находятся вне конкуренции. Появилась существенная конкуренция со стороны других уровней образования. Так, сфера СПО последовательно развивается в последние 10 лет. Ежегодно увеличивается количество их абитуриентов: в 2023 году на программы колледжей было принято 1,219 миллиона студентов, а на программы ВО — 1,28 миллиона. В 2023 же году количество выпускников СПО превысило число выпускников ВО.
Также наблюдается значительный рост рынка дополнительного профессионального образования. С 2018 года количество организаций ДПО увеличилось с 5,8 тысячи до 7 тысяч. Сектор онлайн-образования как часть рынка ДПО показывает постоянный рост: в 2023 году он вырос на 30%. И при этом в топ-10 ведущих игроков на рынке ДПО только один вуз и тот частный.
Количество бюджетных мест растет: в текущем году их стало 591 967, что на 1811 больше, чем годом ранее, и почти на 4 тысячи больше, чем в 2022 году. На первый взгляд, это не вызывает беспокойства, поскольку государство поддерживает систему образования. Но следует учесть, что в высшем образовании, вне зависимости от того, государственный вуз или частный, только 47% студентов обучаются за счет средств бюджета, оставшиеся 53% — платно, по договорам. Поэтому вузы находятся в условиях рыночной конкуренции.
И здесь важно учитывать и другие тренды, которые также влияют на ситуацию. Это:
— демографическая яма: в настоящее время она наблюдается в детских садах, но через 10-15 лет она затронет вузы;
— выбор бренда. Молодежь все чаще ориентируется на бренд вуза, а не на конкретную программу, поскольку получаемая в вузе профессия может сильно измениться или вовсе исчезнуть через 10 лет.
Конкуренция будет только усиливаться. И поэтому важно развивать бренд, даже если вуз имеет богатую историю. Попытка следовать прежним стратегиям вероятнее всего станет неэффективной. Но если говорить о системе в целом, то это наша точка роста.
Пока с точки зрения работы с брендом и маркетингом больше опыта у частных вузов. Однако необходимо менять парадигму отношения к построению бренда и работе с маркетингом во всей сфере образования.