Новости

На форуме «Сообщество» члены Ассоциации негосударственного образования обсудили меры поддержки социальных практик негосударственного образования

На форуме «Сообщество» члены Ассоциации негосударственного образования обсудили меры поддержки социальных практик негосударственного образования

5 октября на форуме «Сообщество» в Северо-Западном федеральном округе прошла панельная дискуссия «Частное образование: социальная миссия». Представители Ассоциации негосударственного образования вместе с экспертами обсудили опыт негосударственных образовательных организаций в решении социально значимых задач государства и рассмотрели меры поддержки таких инициатив.

Форум «Сообщество», который организует Общественная палата Российской Федерации, объединяет на своей площадке ведущих представителей социально ориентированных организаций для диалога с государством по развитию гражданского общества и решению общих задач. В этом году впервые один из треков представило отраслевое объединение негосударственного образования — Ассоциация вместе с представителями профильных органов власти провела панельную дискуссию «Частное образование: социальная миссия».

Открывая мероприятие, директор Ассоциации негосударственного образования и модератор дискуссии Роман Султанов отметил, что «Северо-Западный федеральный округ входит в топ-5 округов России по количеству негосударственных образовательных организаций. 234 организации представляют здесь частный сектор и оказывают существенное влияние на социально-экономическую обстановку региона. Наша задача — понять, как можно эффективней использовать опыт и знания частных вузов, колледжей, школ, садов в решении социальных проблем "на местах", выявить лучшие практики и способы их поддержки, взаимодействия с ними со стороны государственного сектора».

Одним из таких треков взаимодействия могут быть совещательные структуры при органах власти. Например, при Минобрнауки России действует Совет проректоров по молодёжной политике и воспитательной работе, куда входят 115 негосударственных образовательных организаций высшего образования.

«Мы тесно сотрудничаем с коллегами из частного сектора. Эффективно выстроено взаимодействие по линии молодежной политики и воспитательной работы — мы находимся в едином информационном поле, обмениваемся проектами. В целом мы вносим общий вклад в развитие образования и науки в России», — рассказал Андрей Платонов, председатель Совета проректоров по молодежной политике и воспитательной деятельности образовательных организаций высшего образования при Минобрнауки России, первый заместитель председателя Комиссии по развитию высшего образования и науки Общественной палаты Российской Федерации.

Организовано взаимодействие и на региональном уровне. Василий Горбунов, начальник управления контроля и надзора в сфере образования Департамента образования Вологодской области, рассказал, что благодаря вкладу негосударственного сектора удалось разрешить непростую ситуацию с местами в детских садах: «На сегодняшний день 870 родителей водят детей в частные детские сады. В поддержку негосударственного сектора образования мы ввели компенсацию затрат для таких детских садов — 97 млн рублей запланировано на эти цели в следующем году. Кроме этого, по инициативе губернатора реализуется проект "Сертификат дошкольника", потратить который можно и в частных образовательных организациях».

Василий Горбунов также отметил, что благодаря социальному вкладу частного сектора регион реализует Указы Президента: открываются инженерные группы, создаются курсы по робототехнике, программированию и другим перспективным направлениям.

Поддержка негосударственного образования в решении социально значимых задач оказывается в сети центров «Мой бизнес»: они действуют в каждом регионе, оказывают комплексные услуги для бизнеса, но для социального предпринимательства, в зависимости от субъекта, возможны разные меры поддержки. Кирилл Звягин, директор департамента образовательной деятельности и реализации учебных программ Центра «Мой бизнес» в Калининграде, рассказал, что негосударственные образовательные организации могут воспользоваться особенным преференциальным режимом кредитования по государственным программам для начинающих предпринимателей, а также получить грантовую поддержку своих инициатив.

При этом Денис Бикбаев, член Правления «ОПОРЫ РОССИИ», председатель Комиссии по дополнительному, дошкольному и школьному образованию, отметил, что ряд государственных программ поддержки социального бизнеса нуждается в корректировке: так, Минпромторг России в выдаваемые субсидии закладывает такие показатели эффективности работы бизнеса, как прибыль и создание рабочих мест, но не учитывает улучшение качества образовательных услуг. По мнению спикера, в этой части подобные программы нуждаются в доработке.

Ещё одним форматом реализации социальной миссии негосударственного сектора образования является курс «Обучение служением» — в этом году к нему присоединились 126 вузов, многие из них — частные.

«В отличие от волонтёрства, "Обучение служением" носит системный характер: курс встроен в образовательную программу образовательных организаций, направлен на развитие профессиональных компетенций, и за его прохождение студенты получают оценку», — рассказал Андрей Тимофеев, представитель Ассоциации волонтёрских центров. Спикер отметил, что прорабатывается возможность интеграции курса в школьные занятия.

Негосударственные образовательные организации также презентовали свои практики решения социально значимых задач государства. Так, успешные кейсы представили Юлия Лукманова, заместитель проректора по молодёжной политике Университета «Синергия», Мария Вальганова, генеральный директор образовательного холдинга «Смарт скул», Марина Липатникова, представитель федерального проекта #вцифру и профориентационного проекта для подростков «ДиджитСтарт», Наталья Батиг, владелец частной семейной школы «Наследники», Алина Баринова, директор сети детских садов «Радуга детства», и Татьяна Ладыженская, директор сети частных детских садов «Эрудит».