Новости

Ассоциация займётся обучением учителей воспитательной работе

Инициативу озвучила Любовь Духанина, председатель Ассоциации негосударственного образования, на панельной дискуссии «Воспитание в школе: актуальные вопросы и лучшие практики негосударственного образования» 17 ноября на конференции «100 частных школ России» в «Этномире». Вместе с Институтом изучения детства, семьи и воспитания РАО, НИУ ВШЭ и членами Ассоциации участники обсудили возможности негосударственного сектора в развитии воспитательной работы в школах

Ассоциация негосударственного воспитания уже не в первый раз поднимает вопросы воспитательной деятельности частных школ: ещё 7 апреля 2023 года в Государственной Думе России прошёл совместный круглый стол с Комитетом по молодёжной политике, где члены Ассоциации представили Комитету, Минобрнауки России, Росмолодёжи свои лучшие практики. Тогда были приняты рекомендации, направленные на расширение взаимодействия между органами власти и негосударственными образовательными организациями по реализации молодёжной политики и воспитательной деятельности. Спустя 7 месяцев члены Ассоциации встретились, чтобы провести промежуточную оценку их выполнения.

«В последнее время со стороны государства уделяется большое внимание развитию в России воспитательной деятельности. В апреле на круглом столе мы увидели, что государству есть что перенять у частного сектора образования — наши практики вызвали большой интерес, и нас попросили провести мониторинг такой работы в негосударственном секторе, выявить лучшие решения и помочь с их тиражированием», — рассказал Роман Султанов, директор Ассоциации, модератор дискуссии.

В своём приветственном слове к участникам позицию Ассоциации поддержала Лариса Тутова, член Комитета Государственной Думы по просвещению: «Основная базовая идея прежняя — равенство прав государственных и негосударственных школ, равенство прав детей. И вопросы воспитания наших детей везде одинаковы. Неоспоримое преимущество частных школ — в возможности разрабатывать гибкие образовательные программы и менять их в течение года, при этом не отходя от единых стандартов образования».

Сегодня воспитательная деятельность в школах в России ведётся по 7 направлениям —

о них рассказала Наталья Казначеева, ведущий научный сотрудник Лаборатории фундаментальных и прикладных исследований Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования. Наталья Казначеева отметила, что во ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) выделяются духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, эстетическое, экологическое, трудовое, физическое направления и воспитание ценности научного познания. Также в основе воспитательной деятельности должны лежать традиционные ценности, изложенные в Конституции Российской Федерации.

Ассоциация в ходе мониторинга выявила, что несмотря на успешный опыт реализации воспитательной деятельности, в понятийном и методологическом аппарате всё ещё остаётся ряд «пробелов». Один из них — критерии оценки эффективности воспитательной работы. Татьяна Мерцалова, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского НИУ ВШЭ, считает, что для изучения результатов недостаточно оценивать только количество проведённых мероприятий и вовлечённых в них учащихся — необходимо учитывать все векторы воспитательного процесса и условия его проведения (уровень подготовки педагогов, их условия труда, уровень благополучия, вовлечённость родителей, устройство образовательного процесса). Татьяна Мерцалова также отметила, что запрос на качественную воспитательную работу есть не только у государства, но и у родителей, которые ждут от школы прорывных идей.

Одним из таких решений, уверена Юлия Захаркина, заместитель директора школы «Феникс», член Ассоциации, может стать «переключение» объектного подхода к воспитанию ребёнка на субъектный: только развивая в учениках субъектность по отношению к собственной жизни, семье, школе, стране, возможно воспитать гражданина и добиться соблюдения ФГОС. Такая практика уже успешно реализуется в «Фениксе» и в других частных школах России.

Однако при смене подхода необходимо учитывать кадровую готовность школ к нововведениям: да, в школах появилась должность советника по воспитательной работе (здесь опыт России не уникален — похожие практики встречаются во многих странах, например, во Франции), но непосредственная работа с учениками остаётся на классных руководителях, которых сегодня к такой обязанности не готовят. Любовь Духанина, председатель Ассоциации, заявила, что Ассоциация негосударственного образования вместе с научными институтами планирует запуск семинаров для учителей и руководства школ по актуальным вопросам воспитательной деятельности.

«Сейчас подобных образовательных решений для педагогов нет. Например, учителя не могут увидеть начало деструктивного поведения у ребёнка, не всегда умеют работать с самоощущением подростков, не знают, как выстроить воспитательную работу с классом. Думаю, это должно стать отдельным направлением работы Ассоциации», — сообщила Любовь Духанина.

Обсуждение результатов мониторинга и воспитательных практик негосударственного образования участники планируют продолжить на Форуме негосударственного образования 6 февраля на выставке-форуме «Россия», который будет организован Ассоциацией при поддержке Комитета Государственной Думы по молодёжной политике, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Рособрнадзора и Росмолодёжи.