Новости

Любовь Духанина: «Наступил период объединения усилий в построении суверенной современной системы образования»

История частного образования в России

История частного образования в России насчитывает более тысячи лет. Первые частные школы на Руси начали появляться в IX веке. Это были негосударственные, церковные школы, которые содержались преимущественно на средства православной церкви. До XV века светского образования в России практически не существовало. Начальные знания приобретали в семье или у приходских священников, а также у мастеров грамоты, имевших по 8–12 учеников. Именно мастеров грамоты исследователи называют первым прототипом современных репетиторов. До начала XIX столетия за некоторую плату они учили читать и писать. Как правило, мастера грамоты были людьми из низших слоев духовенства.

История частного образования в других странах началась раньше, чем в России — например, в Великобритании раньше целых на пять веков. Первые школы на Британских островах появились при Кентерберийском и Йоркском соборах в VI веке и также принадлежали церкви.

В России разделение образования на светское и духовное начинается с появлением профессионального образования. При Петре I стали возникать частные учебные заведения, открытые иностранцами. В Москве и Петербурге появились учебные заведения для недорослей, а также частные образовательные заведения для девочек. До этого девочки могли получить лишь домашнее образование, весьма ограниченное по содержанию и форме.

Радикальные петровские реформы привели к попыткам создать государственную систему образования. Для сравнения, первая попытка создания государственной школьной системы Великобритании была предпринята только в 1870 году с «актом Форстера». Государственный период прямого вмешательства в дела образования начался почти на двести лет позже, чем в России.

В первой половине XVIII века в России появились учебные заведения нового типа — пансионы, в том числе частные. Они решали задачу обучения детей дворян и разночинцев. Основное население пользовалось домашним обучением и услугами элементарных частных школ.

Указом от 1757 года была предпринята попытка преградить путь иностранцам в сферу просвещения. Государство взяло частные школы под свой контроль. Исследователи отмечают, что это привело и к повышению качества обучения. В частных школах использовалась программа государственных школ. Но образовательный процесс каждая школа выстраивала по своему усмотрению.

В частных учебных заведениях классический тип образования реализовывался зачастую более успешно, чем в государственных лицеях. Кроме того, частные лицеи и пансионы многократно превышали их по численности. Было учреждено всего шесть государственных лицеев, к 1917 году их осталось только три — при том, что только к 1849 году в России было открыто 559 частных образовательных учреждений.

С 1856 года образование становится делом общественным. Появляются общественные органы управления, на первый план выдвигается идея воспитания человека. Школа и педагогика становятся все более независимыми от государства. Формируется уважительное отношение к детской личности. Появляется особая социально-профессиональная группа — учительство. Правительство взяло курс на признание равенства частных и государственных школ по предоставляемому уровню и качеству образования. Наиболее существенный импульс развития частное образование в России получило после введения Положения о частных учебных заведениях в 1868 году.

Но сложность отношений частной и государственной систем образования сохранилась. Велась постоянная борьба за равный юридический статус выпускников и преподавателей, за сохранение льгот по несению воинской повинности. Деятельность частных заведений находилась под пристальным вниманием Министерства народного просвещения и других ведомств.

В конце XIX – начале XX в. в России действовали свыше 350 частных и 1630 государственных средних учебных заведений. Этот период характеризуется всплеском внимания к отечественной философии, поиску русских оснований для развития образования в целом, использованию накопленного в частных школах опыта для реформирования системы просвещения. Первая российская революция временно ослабила давление властей на высшую школу. В 1905 году было разрешено открытие «частных» курсов с программой выше среднего. Однако этот вектор был прерван Октябрьской революцией.

Частное образование сегодня


По данным «Контур.Фокус», по состоянию на август 2023 года в России работали 182,4 тысячи образовательных организации, из которых 10 тысяч — негосударственные, и 64,5 тысячи — индивидуальные предприниматели. За три года количество частных образовательных организаций в России увеличилось на 37,3%, предпринимателей — на 22,7%. В то время как количество государственных учреждений сократилось на 7,3%.

В сегменте негосударственного образования самым динамичным ростом обладают организации дополнительного профессионального образования, на втором месте школьное образование, на третьем — дополнительное образование детей и взрослых. Количество организаций с бюджетным финансированием уменьшилось во всех сегментах. Особенно значительное сокращение произошло среди автошкол и организаций дополнительного образования для взрослых. Наблюдается бурный рост организаций неформального образования, действующих без лицензии.

Вклад негосударственных образовательных организаций

Сегодня, как и двенадцать веков назад, негосударственные образовательные организации вносят значи тельный вклад в укрепление человеческого потенциала России.

Частное профессиональное образование тесно связано с бизнесом. Поэтому оно отвечает запросам рынка, предлагая большое разнообразие услуг и более короткий срок вхождения в профессию. Многие авторы курсов предлагают не только обучение, но и последующее трудоустройство, активно развивают дистанционные технологии.

Дополнительные места, создаваемые частными детскими садами, решают проблему очередей.

В частных школах появляются и тиражируются инновационные модели, создаются индивидуальные программы как для талантливых, так и для наиболее уязвимых детей. Мы можем найти:

  • адаптационные комфортные школы,
  • школы, работающие как социальный лифт,
  • элитарные профильные школы,
  • школы воспроизводства сообщества и социальной успешности,
  • интегративные проектные школы.

Численность учащихся в частных школах России в сентябре 2023 года достигла рекордного количества за все годы их существования — почти 200 тысяч.

Инновационные практики частного образования

Многие негосударственные образовательные организации создают уникальные практики работы и инструменты поддержки.

Например, в школе «Наследник» появились первые рабочие тетради по учебным предметам. Мы также разработали и внедрили модель образовательного учреждения, в котором особое внимание уделялось финансовой грамотности. Нам удалось выстроить преемственность уникальных программ, аналогов которым не было на территории нашей страны. Преподавание экономики начиналось с детского сада — был создан курс «Экономика в сказках», который усложнялся к начальной школе. Для учеников десятых классов мы разработали программу «Основы биржевой деятельности и трейдинга». Был создан детский биржевой центр, оснащенный современной техникой и особо мощными компьютерами. Ребята совершали биржевые сделки со своими расчетными счетами. Они многократно принимали участие в соревнованиях по финансовой грамотности среди студентов и одерживали победы как в личном, так и в командном первенствах.

Второй ступенью для старшеклассников стала программа «Предпринимательство». Курс был построен на гармоничной связи научных знаний и практики повседневной жизни. На начальном этапе ребята придумывали бизнес-идею, под которую писали план развития бизнеса по международным стандартам.

«Точка будущего» строилась как школа, где могли бы вместе учиться дети из кровных и приемных семей. В школе выращивают укроп, базилик, огурцы и другие овощи методом гидропоники, учатся обращаться с сантехникой и электрикой. Академическая успеваемость не главная цель, кому-то важнее творческий потенциал или спортивное будущее.

В «Летово», школе для способных и мотивированных детей, учиться может каждый, кто поступил, даже если родители не могут заплатить ни рубля.

В «Новой школе» малоимущие семьи могут подать на стипендию и платить за обучение от 50 до 80% от стоимости.

Особенности частной школы

Частные школы — как правило школы с мягким фреймингом. Он напрямую не связан с академическими успехами, однако формирует самостоятельность.

Особенность российской частной школы состоит в том, что она вбирает в себя не «вписывающихся в стандарт» детей и подростков. Это, как правило, талантливые или медлительные дети. Согласно исследованиям, до половины учащихся могут иметь проблемы логопедического, неврологического характера, 10-30% детей — нарушения речи, 10-40% быть психоэмоционально нестабильны, 10% со слабым здоровьем или инвалидностью, 5% дети-инофоны.

Эффективность учебного процесса частной школы определяется цельностью и системностью построения учебного процесса на всех этапах обучения, от выбора целей до достижения результатов. Лидерами по проведению дополнительных занятий по предметам для школьников с низкой академической успеваемостью оказались учителя, работающие в частных школах. В небольших классах частной школы педагогу легче организовывать образовательный процесс, он может учитывать способности, субъективный опыт, мотивы и познавательные потребности учеников.

Это многократно доказано и официальной статистикой, и исследованиями.

Данные PISA показали, что разница в средних баллах учеников государственных школ и учеников частных школ составила 20 баллов. Обучение в частных школах приводит к снятию тревожности, страха перед оценкой. У учеников нет проблем с посещаемость, большинство с радостью идет школу.

Учащиеся частной школы чаще отмечают, что педагогический коллектив школы состоит из мастеров своего дела, большинство учителей очень приятные люди. Одноклассники отличаются высоким уровнем развития и культурой поведения. Большинство уроков построены так, что учащимся интересно, мероприятия проходят весело, это настоящий праздник для участников и гостей. Внутреннее оформление школы создает ощущение уюта и комфорта, отличное состояние учебного оборудования вызывает уважение к школе.

Учащиеся частной школы чаще являются не только субъектами образовательного процесса, но и субъектами собственной жизни. У них выше уровень аутосимпатии. Они внимательно относятся к собственным желаниям и потребностям, не подменяют свои потребности внешними стандартами.

Ассоциации частного образования

Об активной профессиональной и личной позиции лидеров сектора частного образования можно судить по количеству ассоциаций, многие из которых не просто создают площадки для обмена опытом, но и делают доступными лучшие образовательные практики всем детям и молодым людям России.

Это говорит о том, что после долгих десятилетий конкуренции между государственным и негосударственным сектором для нас настал период объединения усилий в построении суверенной современной системы образования.

Мы видим, что частные образовательные организации пользуются мерами господдержки. Доля финансирования затрат на внедрение и использование цифровых технологий за 2022 год за счет средств бюджетов всех уровней в негосударственных общеобразовательных организациях составила 44,6%. В негосударственных колледжах — 8,6%. Бюджетные субсидии в негосударственные колледжи превысили полмиллиарда рублей, в негосударственные вузы доведены почти 16 миллиардов.

В 2019-2023 годах проводились конкурсы Минпросвещения России на предоставление субсидий из государственного бюджета среди частных организаций дополнительного образования и организаций отдыха детей и их оздоровления. Государственные и муниципальные учреждения в конкурсе не участвуют.

Бюджетное финансирование негосударственных детских садов составляет 10% от общего объема.

В Новосибирской области выделяются субсидии на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг). Разработан порядок предоставления грантов из регионального бюджета некоммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям.

В Ханты-Мансийском автономном округе действует сертификат на право финансового обеспечения места в детском саду.

В Республике Башкортостан, Республике Татарстан, Москве, Самарской области проводится политика стимулирования частного сектора за счет льгот и преференций. Это преимущественное предоставление в аренду находящихся в муниципальной собственности помещений образовательного назначения для целевого использования, выделение участков на льготных условиях, использование прогулочных площадок муниципальных организаций, семейными группами, группами по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста. Также предоставляются льготы по арендной плате за муниципальные нежилые помещения. Редко, но случается передача муниципального имущества негосударственным дошкольных образовательных организаций в безвозмездное пользование.

Поддержка негосударственного дошкольного образования

С 2017 года негосударственные образовательные организации 216 раз получали президентские гранты. Общая сумма поддержки составила 472 миллиона рублей. Из них 77 грантов до 500 тысяч, 62 гранта — от 500 тысяч до 2 миллионов, 58 — от 2 до 5 миллионов, 15 — от 5 до 10 миллионов и 4 гранта на сумму более 10 миллионов рублей. Тематики самые разные — диагностика и профилактика заболеваний и особенностей развития, личностные и профессиональные траектории для обучающихся с ОВЗ, школы для родителей, подростковые театры и клубы выходного дня, современные профессии, штабы поддержки военных, мобилизованных и их семей, психологическая поддержка беженцев и переселенцев, охрана окружающей среды.

Господдержка частного сектора

В России уже много лет действуют сертификаты персонифицированного финансирования дополнительного образования. Исследования показывают, что с их введением начался рост обращений за образовательной лицензией.

Несмотря на очевидные достижения, остаются и нерешенные проблемы: недостатки нормативной базы при покупке и использовании госимушества, при возмещении расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг, другие правовые и экономические вопросы.

По оценкам Высшей школы экономики, частным школам не хватает многопрофильности, профориентации, олимпиад. При этом они сильны своей воспитательной деятельностью, индивидуальной работой, раскрытию талантов каждого. Это те зоны, в которых сегодня может — и должно — осуществляться партнерство во имя создания суверенной системы образования. Ключевая развилка для частного образования — это дело или это бизнес? Ответ на этот вопрос определяет все: стратегию работы с коллективом, содержание образования, инфраструктуру и многое другое.

Я уверена, что этот разговор мы сегодня ведем среди единомышленников, которые ведут не бизнес, а Дело.